Физкульт- ура
Консультация для родителей "Нарушение осанки".В вопросах здоровья ребенка мелочей не бывает. И даже если, казалось бы, все в порядке, ребенок здоров, бодр и весел, это еще не значит, что внутри его организма не зреют труднообратимые изменения, которые скажутся гораздо позже. Я имею в виду проблемы с осанкой. А правильное положение позвоночника очень важно! При искривлении деформируются внутренние органы, в более зрелом возрасте появляются боли в спине, мышечные спайки, возможно образование межпозвонковых грыж. К сожалению, нарушение осанки у детей дошкольного возраста – проблема тысяч и тысяч родителей. Но справиться с ней можно! Главное – не опоздать. Под осанкой понимают привычную позу человека в покое и при движении. У дошкольников часто определяют вялую осанку. Одной из главных причин формирования вялой осанки является слабое развитие мускулатуры ребенка, его недостаточная физическая активность, частые или длительные заболевания.
По статистике, 40% детей страдают искривлением позвоночника, причем девочки гораздо чаще, чем мальчики. Сегодня, когда телевизор и компьютер постепенно вытесняют спорт из жизни наших детей. Если же малыш относительно здоров, то примерно до трех лет его позвоночник обычно развивается нормально. Проблемы начинаются с того момента, когда ребенку в первый раз скажут: «Не бегай! Сиди спокойно!» Ребенок с вялой осанкой с трудом выдерживает статические позы, часто меняет положение отдельных частей тела.
Здоровый ребенок должен много двигаться. Из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу малышу труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. Находиться даже несколько минут в положении сидя или стоя малышу тяжело! Ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки.
Для развития мышечного корсета ребенка старше трех лет следует приучить к регулярным физкультурным занятиям: научить плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, ходить на лыжах и кататься на коньках. Не рекомендуется рано отдавать ребенка в спортивные секции. Как правило, в спорт берут детей старше 5-6 лет, т. к. в этом возрасте уже можно оценить уровень физической подготовки ребенка и наличие патологий. Если у дошкольника есть нарушения осанки, развит сколиоз, то горнолыжный спорт или гимнастика ему не подойдут, а вот плавание или конный вид спорта принесут пользу. В этом возрасте также рекомендуются прогулки на детских площадках, оборудованных специальными спортивными комплексами, адаптированными к росту ребенка. Родителям не стоит ограничивать малыша в движениях, желательно обеспечить ему активную физическую деятельность как на улице, так и дома (использовать детские спортивные комплексы: шведскую лестницу, перекладину, кольца). Хорошо развитые мышцы спины и брюшного пресса позволят ребенку без напряжения сохранять правильную позу при сидении, стоянии и ходьбе.
Объясняйте и показывайте, как нужно: стоять – прямо, но свободно, тяжесть тела равномерно распределять на обе ноги; ходить – ставить стопы параллельно, удерживать вертикальную ось тела; -сидеть – прямо, не сгибая туловище, голову можно слегка наклонить вперед, ноги упереть в пол всей стопой и согнуть в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спину опирать на спинку стула. Нельзя сидеть, положив ногу на ногу, убирать ноги под сиденье, опираться на одну руку, поворачивая плечо. Особое внимание нужно уделять позе ребенка во время сна: спина должна опираться во всех частях, лежать прямо, не провисая, сохраняя физиологические изгибы. Это возможно при положении лежа на боку или на спине. Матрац должен быть полужестким, упругим, с учетом массы тела ребенка. Чем легче ребенок, тем мягче может быть матрац. Подушка должна быть небольшой и упругой. При положении на спине – уголки подушки помещаются над плечами с обеих сторон, при положении на боку – нижний край подушки заполняет пространство между подбородком и плечом. Советы родителям при профилактике и нарушениях опорно-двигательного аппарата · Небольшая, но регулярная физическая нагрузка – необходимое условие нормального развития опорно-двигательного аппарата малыша. · Основу занятий должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, гимнастической палочкой и другими предметами. Самая эффективная форма занятий – подвижные игры. · Для начала это могут быть простые задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за подушкой, за креслом. Малыш, отыскивая любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия, расположенные у него на пути, – он попробует перелезать через подушку, подползать под низкий столик. · Поскольку дети очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, копируйте движения животных. · Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш хорошо овладеет теми, что попроще. В каждом занятии должны быть упражнения для всех мышечных групп – рук и плечевого пояса, ног и стоп, брюшного пресса, спины, причем их следует чередовать. · Малыши отличаются повышенной утомляемостью, поэтому занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими (5–6 упражнений) и включать паузы для отдыха. · Не держите во время прогулок ребенка за одну и ту же руку, не ограничивайте свободу его движений. «Максимум спорта, максимум смеха! Так вы с детьми добьётесь успеха!» Составила Тулкина Евгения Александровна Инструктор по физической культуре ДОУ № 47 10 декабря 2015 в 11:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.